Tue, Mar. 22nd, 2011, 10:54 pm
"Маршрут" или зимняя ностальгия по летнему снегу

Предыстория этой поездки такова - когда-то, в давние коммунистические времена, в СССР был крайне моден пеший туризм. Отчасти видимо из-за того, что никакие другие виды туризма простому комсомольцу или рабочему были не доступны, а тут и посмотреть можно было что-то новенькое и прекрасное, и затраты были весьма невелики. Поэтому существовала масса пеших маршрутов по всей поверхности нашей бескрайней страны, часть из них проходила по довольно унылой средней полосе, а самые роскошные были разумеется в горах. Одним из многих был довольно известный Всесоюзный маршрут номер 30 "Через Фишт к Черному морю", проложенный от поселка Гузерипль в сторону прибрежного Дагомыса. Путь этот долгое время не давал покоя Диме kuaukutsu, особенно после эпохального диминого похода по Камчатке, повторить который в ближайшее время было нереально, а вот кавказская тридцатка как раз представлялась заманчиво-доступной.
Замечу, что лично я отношусь к пешим походам с крайним отвращением, являясь адептом осмотра достопримечательностей из окошка автомобиля, признаюсь честно, я вообще была не слишком уверена в том, что могу пройти пешком хоть сколько-нибудь значительное расстояние, не говоря уже о 75 километрах с рюкзаком по горам. Осложнялось все мероприятие тем, что выходить мы собирались 9 июня, что в принципе рановато, официальное открытие маршрута 15 июня. В предпоходную подготовку наш гид, проводник и капитан команды в одном флаконе активно сгущал краски, описывая продолжительные переходы, снежные бураны, непроходимые заносы, коварность горной погоды и прочие потенциальные трудности. В результате чего Настя clouddberry идти с нами не решилась и негритят осталось четверо - я, Дима, Леха lekseys и Саша shergar. Подготовились по мере возможности - я купила теплые треккинговые кроссовки, пригодные в случае чего для ходьбы по снегу, остальные тоже прикупили то, что позволяло финансовое состояние, а остальное позаимствовали у сердобольных друзей.

Билеты купили распродажные у Авиановы до Краснодара, откуда доехали до Гузерипля, отправной точки маршрута, на классическом волго-такси, в безразмерный багажник которого удачно вписалось большинство рюкзаков. В Гузерипле купили пропуск в заповедник на пять дней, перекусили последней оставшейся равнинной едой в лице бутербродов со свежим хлебом и пошли себе с богом. Правда в последствии выяснилось, что асфальтированная дорога со времен строительства коммунизма несколько продвинулась в сторону гор и вполне можно было найти попутку вместо того, чтобы подниматься на протяжении 20 километров по серпантину, с каждым витком которого становился все ближе величественный горный массив.

Справедливости ради скажу, что без подготовки идти все время вверх, да еще и по жесткому покрытию, достаточно неприятно, по навигатору набор высоты в первый день составил примерно 700 метров. Как результат - стертые хваленой коламбией по кругу ноги, но в принципе ничего криминального. Положительным моментом явилось наличие питьевой воды на протяжении всего пути в неограниченных количествах - тающие снежники весело журчали ручейками, единогласно признанными нами стерильными и экологически чистыми. Первую ночь провели в горнолыжном приюте на полу, решив не искать на ветру в сумерках место под палатку на горе, где ни на первый, ни на второй взгляд никакой горизонтальной поверхности не находилось. Поужинали диетическим обедом из скромных припасов, взятых с собой, чтобы не таскать лишнего веса - пакетики с рисом и гречкой, приправами, несколько дошираков, синтетическая овсянка, шоколад, сухофрукты, сыр и сырокопченая колбаса. Единогласно решили, что даже под нагрузкой за пять дней с нами ничего страшного не случится в отсутствии обеда из трех блюд, главное, что при наличии газовой горелки соорудить горячий чай и залить китайскую лапшу можно достаточно быстро в любых погодных условиях.
Наутро произвели экспресс-медосмотр - лично у меня стертые ноги на удивление мало болели, а мышцы, видимо достаточно тренированные верховой ездой, вообще не подавали признаков возмущения. Позавтракали уже привычной методикой и вышли на следующие 20 километров. Первые 3 из них уже опротивевший асфальт, зато потом мы были с лихвой вознаграждены за старания, в частности и за то, что вчера не приехали на маршрутке, а разминались пешком, набирая высоту - перед нами раскинулись субальпийские луга во всем их зацветающем великолепии, покрытые белоснежными пежинами не до конца стаявших снежников.

Снег с вытекающими из-под него весенними ручейками и тут же цветущие рододендроны, практически лед и пламень в одном флаконе.

На солнышке разнежились, разоблачились по мере возможности, а снег пошел на ура вместо пляжного песка. Примерное тоже, думаю, ощущают горнолыжники знаменитых курортов, катаясь в купальниках. Сверху припекает, снизу приятно охлаждает, и загореть ничего не стоит и в тень прятаться нет ни малейшего желания.

После обеда познакомились поближе и с коварностью горной погоды - внезапно налетевшая туча мгновенно сменила время года с лета хоть и не на зиму, но на раннюю весну однозначно. Пригодились непромокаемые накидки, капюшоны и флис, а так же газовая горелка, на которой быстренько соорудили горячий перекус, накрыв от дождя сверху ковриком.

За первый день прилично углубились в горы, дойдя до самого известного местного приюта под горой Фишт. Приют довольно шумно готовился к сезону, принимая посылки с оборудованием с вертолета и обустраивая жилье на лето с помощью добровольцев-волонтеров. В придачу еще случилось 12 июня, три праздничных дня, которыми не преминули воспользоваться краснодарские и адыгейские любители пешего туризма, до позднего вечера приходившие большими группами, в итоге заставив палатками практически все горизонтальное пространство под горой. Вечером прогулялись посмотреть на памятные таблички погибшим альпинистам, инструкторам и просто невезучим туристам. Даже такая казалось бы невысокая гора опасна для неподготовленных или слишком самоуверенных посетителей, хотя впоследствии наш новый сочинский знакомец рассказывал об удачных восхождениях на Фишт практически с одними голыми руками.

Утро встретило нас великолепными видами, солнечной погодой и вертолетом, коварно сдувшим наши палатки. Вот и верь после этого тетушкам, которые утверждают, что если заплатить сто рублей, то твоя палатка будет в полной безопасности на указанном месте. Впрочем, за что там нужно платить, вообще не понятно, якобы за вывоз оставшегося после нас мусора тем же вертолетом.

Собрав имущество, милостью вертолета разложенное на поверхности всей поляны приюта ровным слоем, завтракаем и уходим дальше, не дожидаясь обычного обеденного ливня. Застает он нас уже где-то в горах, вполне морально подготовленными с помощью дождевиков и теплой одежды. В этот день снежники особенно изобильны и живописны, Дима исполняет аттракцион "удержись на склоне с 25-ти килограммовым рюкзаком", а Леха безуспешно пытается поймать водяную землеройку в ледяной пещере.

Третий день был для нас в общем последним днем настоящего похода, преодолев еще пару перевалов мы попали на поляну, обозначенную как "Холодный ручей", где и заночевали, предварительно подружившись сначала на кулинарной, а потом и на походной почве с местными ребятами из Сочи, не поленившимися занести в гору ингредиенты для супа, картошку, вареную колбасу и прочие деликатесы. Правда по дороге мы потеряли Леху, утомившегося идти в нашем неспешном темпе, он пристроился к большой группе адыгейских и краснодарских туристов, увлекся и случайно спустился в нижний, уже в общем-то равнинный лагерь, оставленный нами на четвертый день, где и заночевал на голой земле, потому что его коврик и часть остального снаряжения осталась у нас. Впрочем, накормленный до отвала гостеприимными дружными южанами и утомленный слишком большим переходом, Леха благополучно впал в летаргический сон, из которого его вывело только наше последующее явление утром.
Под конец маршрута уже традиционно находим лошадей и знакомимся с их хозяевами, местные начинают поднимать свои табуны жеребых кобыл и молодняка на летний сезон на изобильные альпийские луга.
Кстати, о знаменитом маршруте снят отечественный художественный сериал, правда его виды не имеют ничего общего с натуральными, снят он где-то в июле-августе вместо заявленного в тексте мая, зато красноречиво повествует о возможных погодных катаклизмах, поджидающих с ледяными объятиями любителей ходить в горы в одном купальнике. Моя горнолыжная куртка с шапкой мне к счастью не пригодились, но это вовсе не значит, что их не надо было брать с собой. Все же люди там гибли и об этом надо помнить всегда.

Tue, Mar. 22nd, 2011 09:10 pm (UTC)
shergar

Охренеть, я тоже думала начать свой рассказ про этот поход)

Wed, Mar. 23rd, 2011 08:33 am (UTC)
bmwwod

ну ты теперь у нас вообще знатный походник, можешь оценить наш мини-арход с высоты полученных знаний )

а про то, что хотела написать- пиши конечно, интересно сравнить будет ) я свой отчет из-за погоды сподобилась написать, что-то снег никак нас не покинет, захотелось про зелень уже что-нибудь )

Tue, Mar. 22nd, 2011 09:18 pm (UTC)
shergar

И фотки я не все видела!

Tue, Mar. 22nd, 2011 09:19 pm (UTC)

Давай про Эдика и Бзыч)

Wed, Mar. 23rd, 2011 09:05 am (UTC)
bmwwod

ты про тот трэш с купанием голого Спиридонова, выпавшего из машины Артура и пожирание мороженой курицы? Думаешь, стоит пугать людей? =)

Tue, Mar. 22nd, 2011 09:37 pm (UTC)
ratsy

Вот что мне в твоих текстах нравится, так это стиль, точность и краткость =)

Wed, Mar. 23rd, 2011 09:09 am (UTC)
bmwwod

краткость сестра таланта, хочешь сказать? А ведь иногда так хочется растечься мыслею по древу =))

Tue, Mar. 22nd, 2011 09:46 pm (UTC)
sarin2_0

какая уж зимняя? весна во всю уж =))

Wed, Mar. 23rd, 2011 09:12 am (UTC)
bmwwod

это ты про те заледеневшие сугробы под окном? Я б сказала, что зима в этом году подзадержалась с нами

Tue, Mar. 22nd, 2011 09:49 pm (UTC)
anandalila

Пришлось мне бывать в Гузерипле и дальше по ходу... в августе 1993 года. На турбазе у моста через реку кроссовки на сосне гвоздями прибиты были на изрядной высоте... с тех пор наверно истлели уже.

Фишт - прекрасен. Но мне никогда не забыть гору Тыбгу, и грозу... Очень знаковое для меня место было.

Edited at 2011-03-22 09:52 pm (UTC)

Wed, Mar. 23rd, 2011 09:23 am (UTC)
bmwwod

я вообще первый раз в жизни хоть сколько-нибудь существенное расстояние прошла ногами, и сразу такие красоты. Удачно мы время выбрали, снежники там самый антураж и составляли, без них была бы совсем уж развлекательная прогулка выходного дня. Жаль сразу не подумали, что можно с маршрута свернуть и в радиалки походить, ребята из Сочи предлагали с ними еще на пару дней остаться, а мы уже вниз настроились, да и Спиридонов сбежал и остался без связи

Wed, Mar. 23rd, 2011 01:48 pm (UTC)
lekseys

Кстати, землеройку я правов ловить не имел - заповедник. Но я почти же ее поймал - поболся что укусит. А она меня заменивала все глубже и глубже в пещеру, пробитую в снежном покрове, ручьем.
Но как она скакала между камней - это надо было видеть. Я думал - мышечка в речку попала и надо вынуть, а она как давай скакать покруче исимбаевой. И тут у меня как у собаки включился охотничий инстинкт. Само животное я потом определил очень примерно как Кутора Шелковникова (или Кавказская кутора).

Неподалеку от этого места Саша змею встретила, после чего быстро догнала нас :-) Змею мы потом идентифицровали как кавказскую гадюку.

Кстати, у меня тоже есть отчет неопубликованный по этой же поездке.

Wed, Mar. 23rd, 2011 08:39 pm (UTC)
ratsy

Ога, вот так они и добывают себе запасы на долгую холодную зиму из любопытных туристов, которых хранят в своих ледяных пещерах ))
Первый раз такую зверюгу вижу, прикольная )

Wed, Mar. 23rd, 2011 10:19 pm (UTC)
clouddberry

я, кстати, не решилась идти не в результате страшных рассказов. Я это все и раньше слышала)) Конечно, мне было бы очень трудно это пройти, но это была не главная причина. Если ты помнишь, меня б уволили с работы,если б я пошла. Злые люди)
Почитала - снова обзавидовалась)

Thu, Mar. 24th, 2011 09:22 am (UTC)
bmwwod

ну там было не трудно пройти в общем и целом, у тебя загвоздка в рюкзаке только, собрала бы его без еды, донесла бы 10 кг я думаю

я сама себе завидую прям =) а тут еще про наш КЧР фильму посмотрела, если б не ездила туда, тоже бы все волосья повыдрала с горя =))

Fri, Mar. 25th, 2011 01:04 pm (UTC)
simona_marlboro

фото прекрасные. вы молодцы.
а меня уже ничто на свете не заставит тащить рюкзак... :(((

Fri, Mar. 25th, 2011 09:13 pm (UTC)
bmwwod

да я тоже думала, что и меня ничто не заставит, а скакала как беговой лось =) дохтора при этом утверждают, что у меня хреновое сердце и нагрузки мне вообще противопоказаны

PS смотрела твой фильм давеча на конюшне, это ГЕНИАЛЬНО )))) особенно впечатлила ловля Ибрагимом форели и высокогорный филиал Жартыс Джулдуза =)))) ржала =)

Thu, Jul. 14th, 2011 05:46 pm (UTC)
rais

здорово!

Wed, Jul. 20th, 2011 05:46 pm (UTC)
bmwwod

ну дык не только Южный Урал стараемся осваивать, гор даже в России в ассортименте =))